Adam F
Драм-н-бэйс
обрел новый саунд. После двух лет тьмы лидеры сцены заново открыли
для себя фанк, что вывело его из долгого идейного застоя. Временами
казалось, что драм-н-бэйс уже мертв, что его холодное тело уже
закопано на глубине двух метров под грудой заезженных идей и непомерных
эгоистических потребностей ди-джеев, продюсеров и промоутеров.
Наблюдался значительный упадок возможностей самой драм-н-бэйс-сцены.
Объемы продаж потихоньку сокращались, закрывались клубы и лейблы.
Звуки грохочущих “сольников”, перекатывающихся басов и унылых
атмосфериков уже вышли из моды… Впрочем, не везде было так. Андергруандное
сообщество, всегда очень чуткое к музыкальным трансформациям,
в отличие от своего куда более коммерциализированного alter ego
в лице музыкальной индустрии, потихоньку начинает возвращаться
к корням драм-н-бэйса, то есть к фанку. Конечно, это уже не тот
фанк, который существовал двадцать лет назад. Новый фанк — это
современное видение и воплощение старых идей, которые, как оказалось,
выдержали-таки проверку временем. Нарождающееся течение вобрало
в себя все лучшее, что могло взять из уже закостеневшего классического
драм-н-бэйса, и присовокупило к этому теплое и живое фанковое
звучание, которое целиком изменило стиль. Столпы драм-н-бэйсовой
сцены называют новое звучание liquid funk или afro-funk. И сегодня
уже совершенно ясно, что в любом случае будущее не за консерваторами,
а за теми, кто учится на ошибках своих предшественников, умеет
анализировать и выделять все плюсы и минусы уже существующих музыкальных
формаций и экстраполировать из всего этого новое, ни с чем не
сравнимое звучание, в которое, кроме переработанного опыта, вкладывается
настроение, душа музыканта, что создает действительно сильные
“вибрации” (vibes) на чувственном и подсознательном уровне. Если
обратиться к истокам и проследить развитие драм-н-бэйса, беря
за точку отсчета не джангл и не харкор, а брэйкбит, который является
дедушкой многих современных стилей, использующих ломаную ритмику,
можно совершенно точно сказать, что привело к столь сильному кризису
в классическом драм-н-бэйсе. Дело в том, что появился брэйкбит
с легкой руки ди-джеев хип-хопперов/рэпперов, использовавших многочисленные
вставки из старых фанковых винилов, совмещая все это со скрэтчингом
и сильным акцентом на ритмику. И брэйкбит, и хардкор, и джангл,
и драм-н-бэйс пытались сохранить в себе дух старого фанка, смешивая
его сексуальную назойливость с холодными технологиями современности,
что родило ряд гибридных форм. Фанк всегда имел мощную и неразрывную
связь с сексом. И когда-то, на каком-то этапе своего развития,
драм-н-бэйс просто утратил эту наследственную связь, что заставило
его все больше и больше погружаться в церебральное звучание. Музыканты
стали отдавать предпочтение запрограммированным барабанным трекам,
а не сэмплингу, как это делалось ранее, и вместе с этим разорвалась
тa ниточка, которая помогала сблизить “живую” музыку (с ее накалом
эмоций) и электронный саунд, рафинированный, холодный и синтетический.
Конечно, электронное звучание имеет свои прелести. Существует
ряд талантливейших музыкантов, которые холодность превращают не
в минус, а в плюс. Но драм-н-бэйс как стиль слишком незатейлив,
чтобы компенсировать вышеприведенные недостатки. Когда-то за счет
сложной полиакцентированной ритмики это получалось. Сейчас это
просто уже не ново и всем приелось. ADAM F. Одним из самых ярких
представителей новой волны драм-н-бэйса или luquid funk является
уже достаточно известный любителям электронной музыки Adam F,
рассказ о котором и пойдет далее. По словам самого Adam F, он
не имел никакого отношения к современной танцевальной музыке вплоть
до начала девяностых. Его ранние музыкальные увлечения были весьма
разнообразны. Он слушал и классическую музыку, и современные,
модные на то время группы разнообразной стилистики. Первая подружка
Адама открыла для него мир “черной” музыки. Именно в это время
он послушал таких гигантов, как Stivie Wonder, Marvin Gaye, Aretha
Frunklin. Чуть позже увлечения Адама склонились к фанку, джазу
и таким музыкантам, как Herbie Hancock и Bob James. Вскоре от
роли слушателя Адам потихоньку перешел к роли создателя. Первыми
музыкальными инструментами, на которых он научился играть, были
пианино и перкуссия. К слову, отец Адама, известный глэм-рокер
Alvin Sturdust, практически не оказал никакого влияния на творческий
путь сына. Еще в детстве родители Адама разошлись, и он видел
своего отца после этого, может, раз или два. Несмотря ни на что,
Адам решил связать свою жизнь с музыкой и упорно взялся за дело.
Многим кажется, что на Западе стать музыкантом гораздо проще,
чем у нас. Мол, там все есть и все дороги открыты. Позволю себе
с этим не согласиться и привести пример Адама, который вынужден
был целый год работать продавцом в магазине игрушек для того,
чтобы накопить денег на свой первый синтезатор Korg M1 и четырехтрековую
портастудию. “Синтезатор и портастудия были составляющими моей
первой экспериментальной лаборатории по работе со звуком. Я делал
все ритмы вручную, просто наигрывая их на клавиатуре синтезатора,
после чего отбирал самые удачные и интересные. Это было очень
забавно”, -- вспоминает Адам. Некоторое время спустя он осваивает
Atari 1040ST, программу “Notator ” и берет у друга взаймы сэмплер.
“Я точно не знал, что смогу сделать с сэмплером. Тогда для меня
это был ужасно сложный аппарат со множеством возможностей. Вначале
я просто работал с лупами и битом, однако потом потихоньку стал
вникать в методики работы и начал использовать его все больше
и больше.” Когда Адам почувствовал, что уже приобрел достаточный
опыт работы с синтезатором, сэмплером и компьютером, он присоединяется
к фанковой группе в роли клавишника и второго вокалиста. И все,
быть может, так и продолжалось, если бы Адам вскоре не встретил
нужного человека в нужное время. Этим человеком был Sacha, владелец
лейбла Dee Jay, сателлита Lucky Spin. Именно Sacha познакомил
Адама с работой в студии и представил его ключевым деятелям электронной
танцевальной сцены, что было весьма необходимо начинающему музыканту
для того, чтобы
его треки крутились в клубах. “Я знал Sacha еще со школьной скамьи
и не видел его очень давно, пока однажды не столкнулся с ним случайно
на улице. Он был очень удивлен, что я еще не слышал хардкор и
другие стили современной танцевальной электронной музыки, и поставил
мне пару-другую треков. Я весьма заинтересовался этими новыми
направлениями, потому что они действительно звучали по-новому.
Раньше я тоже пытался смешать несколько стилей и получить что-то
свежее и интересное, но то, как это было подано в данном случае,
поразило меня, и я стал экспериментировать. Это было как глоток
свежего воздуха в уже достаточно затхлой атмосфере.” Первая запись
Адама в новой стилистике называлась “Sea Of Destiny” и была издана
на Lucky Spin. Записывалась она дома у Sacha с помощью сэмплера
Akai S1000, шестнадцатиканального микшера, синтезатора и нескольких
эффект-процессоров. Было продано 800 экземпляров релиза. Затем
последовала еще одна работа “Light Years”, изданная также на Lucky
Spin в начале 1994 года. После такого достаточно многообещающего
начала Adam F заключает контракт с лейблом Section 5 и издает
там свой первый действительно драм-н-бэйсовый сингл “Criminal
Active”, в котором использовался сэмпл из фильма “Criminal Minded”.
Следующим был сингл “Lighter Style ‘95”, который вышел также на
Section 5. “После выхода “Criminal Active” я стал встречать небольшие
ревю на него в маленьких андерграундных журнальчиках, и мне было
очень приятно, что появилась хоть какая-то обратная связь с прессой
и музыкальным сообществом.” Середина 95-го стала для мистера F
переломным моментом. Три его сингла “Circles”, “Aromatherapy”
и “F-Jam” просто взорвали танцполы клубов. Как раз незадолго до
этого Адам занялся поиском чего-то нового, не знакомого слушателю.
И трек “Circles” стал самой главной находкой. Первоначально Адам
сделал несколько копий этой работы и раздал знакомым ди-джеям,
чтобы посмотреть на их реакцию. Как это ни странно, но запись
не вызвала большого интереса. Тогда спустя шесть месяцев Адам
вернулся к этому треку и добавил легко запоминающийся и яркий
сэмпл, который взял из композиции Боба Джеймса “Westchester Lady”.
Этот сэмпл изменил все. Всего лишь один сэмпл сделал “Circles”
одним из самых популярных драм-н-бэйсовых треков на то время.
“Я слушал первоначальную версию “Circles” в машине, после чего
поставил диск с фанковой классикой, и заиграла песня Боба Джеймса.
Мне всегда нравилась эта композиция, и я внезапно заметил, она
была в той же тональности, что и “Circles”. Тогда я решил немного
поэкспериментировать. Я вырезал сэмпл из этого трека, слегка растянул
его по времени и обработал эхом. После этого я немного реаранжировал
“Circles”, и получилось то, что получилось.” Комбинация брэйкбитового
влияния, джаз-фьюжна семидесятых, красивых синтезаторных аккордов,
труб и флейт и фанковые элементы - вот что такое “Circles”. Далее
Адам стал действовать по уже отработанному плану. Он отдал запись
Grooverider и Ray Keith, и спустя несколько дней его телефон разрывался
от звонков. “Мне стало звонить множество людей. Они задавали мне
один и тот же вопрос: “Почему ты не давал мне этого раньше?” А
потом позвонил DJ Hype и сказал, что трек ему очень понравился.”
До этого времени Адам не относился к “Circles” серьезно. Он считал,
что это просто красивая и милая композиция. Однако “старшие товарищи”
убедили, что это действительно большой шаг вперед для стиля в
целом. “Мне было очень приятно наблюдать, как люди в клубах просто
начинали улыбаться, когда звучал “Circles”. Вскоре этот трек стал
хитом для ди-джеев всех стилей. Он попал в британскую двадцатку
лучших композиций и был признан “синглом года” в 1996 году на
Hardcore Dance Awards. За “Circles” последовал трек “Aromatherapy”.
“Когда LTJ Bukem послушал “Aromatherapy”, он позвонил мне и предложил
выпустить его на Good Looking Records, но, к сожалению, у меня
тогда был контракт с Section 5 и я не смог принять предложение.
Несмотря на это Bukem и Fabio играли этот трек постоянно.” Сингл
“F-Jam” вообще стал нонсенсом в мире драм-н-бэйса, потому что
он практически целиком был сыгран “вживую”, что до этого времени
не практиковалось. “Мне просто захотелось сделать что-нибудь “живое”.
Я играл на перкуссии и клавишах, нашел бас-гитариста и трубача.
Вокальные сэмплы сделал MC Conrad. Все получилось действительно
живо и интересно. Goldie этот трек очень понравился…” После выхода
“F-Jam” Адам неожиданно попадает в автомобильную аварию и выбывает
из строя на три месяца, которые пролежал в больнице. После этого
несчастного случая Адам делает композицию “Metropolis”, которая
очень сильно отличалась от всего того, что делал до этого Адам.
“Goldie просто ради эксперимента прошелся по своим знакомым и
проиграл им мой трек, после чего всегда спрашивал: “Как вы думаете,
кто это сделал?” Никто не назвал меня…” Мрачный, но очень красивый
“Metropolis” позволил слушателю исследовать темные стороны драм-н-бэйса.
Удачная участь последних трех релизов позволила Adam F заключить
очень выгодный контракт с лейблом Positiva, на котором он и издает
свой дебютный альбом “Colours”. “Colours” исследует новые музыкальные
территории и содержит в себе элементы джаза, фанка, фьюжна, диско,
брэйкбита, джангла и черт знает еще чего. Так или иначе, альбом
просто замечательный. Он слушается на одном дыхании. Духовный
настрой композиций в альбоме "Colours" постоянно варьируется.
Компакт начинается с треков в стиле фанк, постепенно переходя
в легкий порхающий драм-н-бэйс, после чего идет приятная acid-jazz
концовка. Все три удачливых сингла "Aromatherapy", "Colours"
и "Metropolis" вошли в альбом. В отличие от других электронных
музыкантов Адам считает необходимым более активно и обширно использовать
синтез возможностей “живых” музыкантов и электронной музыкальной
техники, компьютеров. Это придает композициям ровное слаженное
звучание, но оставляет “живые” эмоции, чувства (уникальное приобретение,
свойственное только “живой” музыке). Именно такой подход является
идеальным решением для музыки будущего. Он позволяет расширить
круг слушателей и сделает музыку более привлекательной и качественной.
В “Colours” очень широко используются гармонии, присущие прогрессив-року,
джазу, вокальные сэмплы, которые ценят любители соул-музыки. В
создании “Colours” также участвовали Roni Jordan, Tracy Torn (из
EVERYTHING BUT THE GIRL) и Grooverider. Совсем недавно, по информации
Astralwerks, дебютный альбом Adam F был признан “Альбомом года”
по версии MOBOS Awards.