Предисловие
Aphex Twin - непростой человек. Легенда. Вот,
казалось, выпустит он альбом и всем покажет... Выпустил и показал,
что может программировать брейкбит куда более лихо, чем Fatboy
Slim. Стоило ли стараться?
Такой самодур, капризник и мастер, как Aphex Twin, мог бы, казалось,
оценить сегодняшнюю ситуацию. Пришло время дуть в новую трубу,
хардкор и эмбиент первой половины 90-х проехали, всё, нет их,
нет и много чего иного, что радовало тогда, зато появилось много
новых идей и проблем, надо как-то реагировать на новую ситуацию.
Получается абсурд: Aphex Twin кормит нас хардкором, в котором
уже не осталось градусов, а как нам себя вести? Делать вид,
что нам море по колено и семь вёрст не крюк? А ведь мы и он
сам трезвые и повзрослевшие. Цирк какой-то ненужный.
Смысл Aphex Twin-а заключался в том, что он - сумасшедший и
непредсказуемый... на две головы выше всех остальных, и на километр
дальше. А трезвых и понятных мастеровых и без него хватает.
IDM пожирает своих отцов?
Справедливости ради надо отметить, что на двойном компакт-диске
интенсивного брейкбита не очень-то и много, куда больше брейкбита,
как говорили раньше, «в подарочном исполнении», присутствует
и «эмбиент», симулирующий безумие и невменяемость, но самое
загадочное - пьесы для механического пианино. Пианино препарировано
- то есть звук отдельных клавиш искажён до неузнаваемости, на
струны повешены скрепки, между струнами вкручены шурупы (это
всё придумал Джон Кейдж). Хромые пьесы для фортепиано звучат
странно между хардкор-номерами, похоже, это два разных альбома,
втиснутых друг в друга.
Фортепианные пьесы кажутся более интересными - не потому, что
предлагают какие-то неслыханные ранее ритм, гармонии или атмосферу,
а потому, что не имеют прямого отношения к «клубному саунду
90-х».
Aphex Twin - то есть Ричард Ди. Джеймс - характеризует
себя как «хорошо сбалансированного человека». Созданный средствами
массовой информации образ безумного рейвера, которые прокручивает
на проигрывателе грампластинок наждачную бумагу, появился, потому
что он «не хотел выглядеть серятиной и посредственностью. Я
пугаю только тех, кто ведёт себя со мной неуважительно».
«Сегодня недостаточно просто делать хорошую музыку, - отвечает
он на вопрос о секрете своей популярности, - ты должен быть
хорошим бизнесменом. К тому же я хороший психолог - я вижу,
как я могу разыграть в свою пользу определённые ситуации. Я
хороший игрок в шахматы. Ты должен видеть все возможности, которые
ты можешь использовать».
(из свежего интервью британской газете The Guardian).
Вступить в контакт с Ричардом совсем непросто,
точнее говоря, практически невозможно. К телефону он не подходит,
раз в неделю он прослушивает автоответчик, единственный человек,
кто записывается на его автоответчик - это мать Ричарда. Единственная
возможность его отловить - это послать ему и-мэйл, но и свою
электронную почту он просматривает крайне нерегулярно.
Интервью Хайко Хоффмана (немецкий журнал
Groove) с Ричардом Ди. Джеймсом
Вопрос: В последнее время ты, выступая
в качестве диджея, заводишь драм-н-бэйсс и хэппи хардкор. Это
та музыка, которая тебе нравится сегодня?
Ответ: У меня - самые разные сеты, хотя я уже целую вечность
не завожу эмбиент и прочие странности. Я запускаю музыку из
своего компьютера, и это может быть, действительно, всё, что
угодно. Обычно это смесь из живой музыки и грампластинок, но
никто не замечает, когда я запускаю музыку из компьютера, я
никогда об этом не предупреждаю заранее. Когда говоришь, что
будешь играть в живую, тогда твоё выступление воспринимается
в качестве концерта, люди приходят, стоят, таращатся. А когда
им говорят, что диджей заводит пластинки, то все танцуют и отрываются.
Вопрос: В этом году на фестивале Sonar
в Барселоне ты заводил хардкор и габбу.
Ответ: Это зависит от места и от моего настроения. Когда
место располагает к танцам, тогда я предпочитаю жестоко быструю
музыку. Многие в зале находятся под воздействием наркотиков
и пытаются под эту музыку танцевать. Мне это кажется забавным.
В клубах публика просто таращится на меня. Они подходят ко мне
и смотрят в упор, они даже не улыбаются. И складывается впечатление,
что ты играешь для пятерых, потому что остальных ты просто не
видишь.
Поэтому в таких случаях я иногда завожу чистый шум, только чтобы
они провалили с глаз долой. Перед тем, как я стал по-настоящему
знаменит, я заводил пластинки прямо посредине танцпола, и на
меня никто не обращал внимание. Но когда ты знаменитость, тогда
с тебя не сводят глаз и у тебя ничего не получается.
Вопрос: Похоже, в последнее время ты
часто заводишь пластинки.
Ответ: Да. Потому что вещи, которые я записал в последнее
время, предназначены для танцев. Рэйвы опять стали доставлять
радость. Они этого не делали очень долгое время. И если я эти
треки записал, я рад немедленно убедиться, что они функционируют.
Вопрос: Насколько сегодня важен лейбл
Warp Records?
Ответ: Не особенно важен. Разница между им и всеми прочими
фирмами становится всё меньше и меньше, поэтому я больше не
буду публиковать свои записи на Warp.
Вопрос: Почему тогда ты опубликовал
свой альбом на Warp?
Ответ: Ну, я был должен им альбом, согласно нашему контракту.
Я с ними не конфликтую, поэтому большого значения это не имеет.
Сейчас мы стартуем со Squarepusher-ом наш собственный лейбл.
Вопрос: Зачем тебе нужен ещё один лейбл?
Ответ: Главная причина состоит в том, что Том (Jenkinson,
Squarepusher) ни в коем случае не хочет оставаться на лейбле,
на котором издаются люди, которых он ненавидит. Он ненавидит
всё, что выходит на Warp. Ему нравятся только совсем старые
записи, по-моему, альбом «LFO» - последний, который ему ещё
нравился. Он не хочет никого брать с собой.
Мне-то не составляет труда быть на лейбле, заполненным дерьмовыми
музыкантами. Мне тоже не нравится музыка, которую выпускает
Warp, и мне ясно, что они просто зарабатывают деньги.
«О, мы выходим на Warp!» И публика обращает на это внимание
и только поэтому и покупает пластинки. Мне на это наплевать,
меня это не нервирует так, как Тома. Но он мой друг, и я понимаю,
что он имеет в виду. Поэтому мы лучше всё будем делать сами.
Вопрос: Когда ты начал выпускать записи
на Warp, ты подписал контракт на выпуск шести альбомов?
Ответ: Я должен им ещё два или три альбома - уже не помню,
сколько именно. Перед тем, как отдать им этот альбом, я им сказал:
«Если я вам даю этот альбом, то вы меня отпускаете». Я думал,
что они пригрозят мне судом, я им несколько лет ничего не давал...
поэтому я сказал: «Вы получите от меня двойной альбом, но после
него я ухожу». Они ответили: «да». Я попробовал то же самое
провернуть и на Warner Bros - (концерн выпускает записи Aphex
Twin-а в США и Японии) - но они упёрлись. Я им сказал, что хочу
выпускать свои записи под именем Aphex Twin на своём лейбле
Rephlex, но они заявили, что я принадлежу им, они меня купили.
Тогда я сказал, что они не получат от меня ничего. Они пожали
плечами: «Тогда мы ничего не получим». На своём лейбле я могу
использовать (в качестве своего имени) сокращение AFX... значит,
мне не остаётся другого выхода.
Вопрос: Насколько тебе важно это имя
Aphex Twin?
Ответ: На самом деле, важно. Естественно, я могу использовать
и другие имена, но я хотел бы оставаться Aphex Twin-ом и выпускать
просто экспериментальные вещи. Я предполагаю, что люди, которым
совсем не нравится моя музыка, просто покупают альбом, потому
что его выпустил Apex Twin. И мне нравится ситуация, что они
купят нечто настолько экспериментальное.
Вопрос: Все треки твоего альбома уже
появились в интернете. Тебя это беспокоит?
Ответ: Нет, скорее радует. Интернет помогает делу. Если
кто-то загрузил музыку из сети, и она ему понравилась, он расскажет
об этом знакомым. Я думаю, так продаётся больше компакт-дисков.
Вопрос: Раньше ты говорил, что тебе
всё равно, сколько пластинок ты продаёшь.
Ответ: Ну, на этот раз я хочу продать так много, насколько
это возможно. Я хочу посмотреть, насколько мне удастся раскрутить
этот альбом, мне интересен аспект промоушена.
Вопрос: О каком промоушене ты говоришь?
Сингла нет, видеоклипа нет, ты не разрешаешь тебя фотографировать,
ты согласился дать всего три интервью - для всего мира! - и
ты не отправляешься в турне. Что ты называешь раскруткой?
Ответ: Я пошёл на компромиссы. Компакт-диск лежит в обычной
коробке и его себестоимость невелика. Если бы я мог решать,
я бы выпустил альбом в какой-нибудь шикарной упаковке. Но это
будет стоить несколько дороже, ты теряешь на этом кучу денег.
Кроме того, будь моя воля, я бы вообще не давал никаких интервью.
То, что я всё-таки делаю, - этот тот минимум усилия, который
я способен приложить.
Вопрос: Почему ты вообще идёшь на компромиссы?
Ответ: Потому что это в последний раз. В следующий раз
я вообще не буду ничего делать. Другая причина состоит в том,
что я хочу достичь этим альбомом максимально большого количества
людей. Тогда я смогу долгие годы вообще не заниматься никакой
раскруткой.
Вопрос: Не находишь ли ты, что после
выхода сингла «Windowlicker» ты уже два года находишься в этой
ситуации?
Ответ: Да, возможно, Но мне кажется, что нужно ещё чуть-чуть
добавить, ещё один маленький толчок.
Вопрос: Почему твой альбом выходит именно
сейчас, через пять лет после выхода твоего последнего опуса
«Richard D. James»?
Ответ: Причина в том, что я потерял в самолёте мой mp3-плейер.
На нём находилось 282 моих новых трека и 80 новых треков Squarepusher-а.
В начале лета я летел на самолёте в Шотландию на концерт.
Вопрос: Но у тебя была копия?
Ответ: Я ничего не потерял. Да, у меня была копия. Я
думаю, что я бы покончил жизнь самоубийством, если бы потерял
оригиналы. С тех пор я постоянно рыскаю по интернету. Я был
уверен, что они через пять минут всплывут где-нибудь в интернете...
на плейере сверху было написано «Aphex Twin - неопубликованные
треки».
Если бы они всплыли где-то в сети, я бы поехал туда - неважно,
где бы это ни находилось, - и забрал бы свой чёртов хлам. Но,
скорее всего, его украла какая-нибудь стюардесса, они все выглядели
на 35 и так, будто им нравится Брайен Эдэмс или что-то в таком
духе. Когда она это послушала, она, скорее всего, просто всё
стёрла. Если бы записи достались в руки фэну, я был бы только
рад. Я бы не имел ничего против... но только в том случае, если
бы треки не оказались в интернете и не лишили меня заработка
на следующие десять лет.
Поэтому я решил выпустить как можно больше музыки как можно
быстрее. На самом деле, я хотел, чтобы это было четыре компакт-диска,
но это означало бы слишком много работы. Двойной компакт-диска
- уже будь здоров, всё собрать, обложку подготовить, мастеринг,
каттинг...
Вопрос: «Richard D. James» звучит чуть
больше получаса, ты тогда говорил, что больше выпускать не имеет
смысла, всё равно никто больше получаса музыку не слушает...
Ответ: Да, но тогда не было mp3, и я не знал, что у меня
будет прибор, на котором я смогу хранить всё, что у меня есть,
и что я его потеряю.
Вопрос: Как ты думаешь, способен кто-то
осилить два часа с твоей музыкой?
Ответ: Можно всё прослушать за один раз, но я думаю,
что после этого ты умрёшь.
Вопрос: Почему ты так не хотел, чтобы
твои неопубликованные треки появились в сети?
Ответ: Потому что я бы тогда не смог ничего заработать.
Вопрос: Почему тебе так важно на них
что-то заработать?
Ответ: Потому что это единственная причина, почему я
вообще публикую свою музыку.
Замечание: Наверное, стоит сказать,
что Ричард Ди. Джеймс не бедствует, у него в банке лежит миллион
фунтов стерлингов, он живёт в Лондоне в четырехэтажном доме.
Он может ради баловства купить себя танк и подводную лодку.
Деньги Ричард зарабатывает, изготавливая музыку для телепередач
и для рекламы.
Вопрос: Для тебя самого треки на твоём
новом альбоме звучат как по-настоящему новые?
Ответ: Нет. Новые они в том смысле, что были записаны
в течение двух последних лет. Но звучат они в старом стиле.
Я записал массу вещей, которые звучат по-новому, и они совершенно
не похожи ни на что иное. Но я не хотел их публиковать. Я уже
давно понял, что когда ты что-то публикуешь, в чём есть новые
идеи, тогда все начинают тебе подражать, и твои вещи быстро
стареют. А когда ты делаешь стилистически старые вещи, тогда
ты знаешь, как именно будет протекать их старение. Я раньше
выпускал треки, которые были очень свежими, их все копировали,
и это всё испортило.
Вопрос: Когда выходил новый альбом Aphex
Twin-а, всегда можно было рассчитывать на то, что он тебя удивит,
окажется незнакомым. Альбом «Drukqs», вообще говоря, продолжает
давно известную линию.
Ответ: В определённом смысле это так. Но это не совсем
то же самое, что раньше. Стиль остался тем же самым, но появилась
глубина. Я ещё никогда не работал с таким вниманием к деталям.
Здесь примерно в сто раз больше деталей, чем на предыдущих альбомах.
На альбоме есть трек - седьмой на первом компакт-диске, - который
чуть-чуть отличается от остальных, у него несколько иной бит...
я сделал горы такого рода музыки, но я просто не хочу её публиковать.
Вопрос: На обложке альбома «Drukqs»
изображены внутренности пианино, и на самом альбоме есть несколько
фортепианных вещей.
Ответ: Я люблю фортепиано с детства. Пару лет назад я
купил пианино фирмы Yamaha, оно управляется с помощью MIDI.
Это одно из тех пианино, которые стоят в отелях, их клавиши
нажимаются сами собой без вмешательства человека. Я хочу иметь
четыре таких, чтобы на концерте соединить их друг с другом.
Вопрос: Некоторые треки звучат вполне
естественно и просто, на других кажется, что фортепиано как-то
препарировано.
Ответ: Да, я изменил звучание пианино. К струнам прикасаются
шурупы, гвозди, кое-где - резиновые полоски. Я засунул в пианино
очень много мелких деталей, чтобы изменить тембр струн. Когда
я купил этот инструмент, я очень боялся, что он сломается, он
был ужасно дорогим. Поэтому я целый год записывал только вполне
обычно звучащие вещи. Через год я его сам стал ломать. Мои самые
любимые произведения для фортепиано - самые простые. Я не люблю,
когда они перегружены. Например, из всех композиторов, когда-либо
писавших для фортепиано, Сати - мой любимый. Его вещи обманчиво
просты, он никогда не вставляет лишней ноты.
Вопрос: Как ты выбирал записи для своего
альбома?
Ответ: Меня постоянно спрашивают: «почему ты не публикуешь
этот трек или тот?» Но чтобы прослушать DAT-кассету, нужно не
меньше часа. А у меня - сотни кассет. И когда я переслушаю восемь
или десять из них, я уже забываю, какие треки были хорошими.
Всего в голове не удержишь. Иными словами, собрать альбом -
просто непосильная задача. Поэтому я должен с самого начала
ограничить количество плёнок, которые я прослушиваю, и из которых
я буду выбирать.
Вопрос: Насколько важна последовательность
треков?
Ответ: Важна. Я потратил немало времени, чтобы всё расставить
так, как оно теперь стоит. Теперь это путешествие, музыкальная
записная книжка. Это последовательность событий моей жизни.
Некоторые вещи я записал в отпуске во Франции, другие - в Уэльсе,
иногда я работаю в автомобиле. Многие делают музыку на переносном
компьютере, я не исключение. С лэптопом музыка превращается
в народное искусство, фольклор. Ты её делаешь быстро, и тебе
не нужна студия.
Вопрос: И тебе теперь лучше удаётся
передавать различные настроения, состояния, работать с атмосферой?
Ответ: Да, я стал работать лучше, чем раньше. Я надеюсь,
что моя музыка с годами стала более личностной. С возрастом
ты теряешь наивность, и назад вернуться нельзя. Но я уверен,
что теперь я способен лучше выразить себя, чем раньше.
Вопрос: Твоя нынешняя музыка находится
под очевидным воздействием джангла и раннего брейкбита.
Ответ: Я просто это люблю. Это возбуждает, это присутствовало
на ранних рейвах, а теперь уже не осталось никого, кто это может
сделать. Музыка походила на поездку на карусели... пара парней
пытается делать что-то подобное, но у них получается куда хуже,
чем тот хардкор-хлам, который делали люди, напичканные экстази.
Я уже очень давно не слышал такой взвинченной музыки, которая
бы мне по настоящему нравилась. Я слушаю горы музыки в интернете,
тысячи демозаписей музыкантов, у которых нет контракта... И
единственный у кого есть эта энергия, это Bogdan (Raczynski,
лейбл Rephlex), но и он, похоже, постепенно теряет иллюзии...
Вопрос: Когда ты слушаешь демо-записи,
которые тебе присылают, ты не сталкиваешься с интересной музыкой?
Ответ: Нет. Так интересной музыки не найдёшь. То, что
мне присылают, звучит вполне обычно и нейтрально.
Вопрос: Не находишь ли ты, что музыка,
которую ты сегодня делаешь, куда быстрее усваивается, чем твоя
более старая продукция?
Ответ: Люди привыкают слушать очень странно звучащий
хлам. Всё больше и больше народу слушают просто грохот, шум.
Дисгармоничное стало более приемлемым. И это превосходно.
Вопрос: Есть ли звуки, которые ты не
выносишь?
Ответ: Единственное, что я не могу слушать долгое время,
это высокие частоты. У меня есть пара электроакустических записей,
в которых доминируют высокие частоты, их я практически неспособен
слушать. Нойз я слушаю безо всякого напряжения.
Вопрос: Видеоклип «Windowlicker» и картинки,
сопровождавшие выход этого сингла, возможно, являются причиной,
по которой многие люди купят и твой новый альбом.
Ответ: Да, и это немного нервирует. С другой стороны,
я понимаю, что многие люди, которым нравится моя музыка, начали
с «Windowlicker» и «Come to daddy». Но потом они знакомятся
с тем, что я сделал до этого. Если им «Windowlicker» понравился
только из-за коммерческого видеоклипа, тогда они, услышав новый
альбом, выбросят его в мусорное ведро. Я не коммерческий художник,
но я могу им быть, когда захочу.
Вопрос: Поговорим о коммерческих художниках.
Ты работал с Мадонной и Бьёрк, какая между ними разница? Ответ:
Бьёрк куда интереснее. В миллионы раз интереснее. Мадонна довольно
нормальна.
Бьёрк - как маленькая девочка в кондитерском магазине. «Оооо,
это мне нравится, и это мне нравится! Я хочу это, и ещё вон
то!»
Мадонна - куда более жёсткая особа. Примерно в таком духе: «За
этими парнями стоит модная тенденция. Если я вместе с ними работаю,
я буду оставаться молодой и современной».
Вопрос: Бьёрк одно время довольно интенсивно
интересовалась музыкантами твоего лейбла Rephlex...
Ответ: Да, Бьёрк хотела работать вместе со Squarepusher-ом.
Она хочет со всеми. Она и с Богданом (Bogdan Raczynski) работала,
он сделал трек для её нового альбома, а она его всё-таки не
использовала. Они - очень ловкие и деловитые. Они хотели Богдану
только десять процентов дать, а я полагаю, что когда ты с кем-то
вместе работаешь, то каждый получает по 50 процентов. Мне кажется,
что в этом и состоит уважительное отношение. Но она о таких
вещах не заботится. У неё есть специальные люди, которые включаются
в дело, если вдруг что-то идёт криво.
Это немного неприятно. Я имею в виду, что она хочет работать
с людьми, которые ей нравятся, и одновременно у неё в голове
только «последний писк», «new thing»... какая-то память золотой
рыбки. Почему-то верят люди, что самое новое, оно и есть самое
лучшее.
Вопрос: Хотел бы ты сам с Бьёрк работать?
С Бьёрк как музыкантом, а не как с певицей?
Ответ: О, да. Я это ей всё время говорю: «Я не знаю,
почему ты привлекаешь всё время такую кучу народу, делай лучше
всё сама». И она попробовала. У неё есть лэптоп и всё остальное
тоже. Возможно, она будет делать сама музыку, когда окончательно
состарится, и все убедятся, что она уже больше не мила и не
симпатична. Тогда ей придётся всё делать самой. Потому что тогда,
техно-молодёжь будет говорить: «Бьёрк? Эта старуха?! Не-ет,
с ней я не хочу иметь ничего общего!»
А пока она может как бы ни с того, ни с сего позвонить, сказать
пару фраз по-исландски... и дело сделано, все согласны, все
горят, все хотят ей помочь.
Бьёрк - в высшей степени деловой человек, когда доходит до дела.
Когда ты заключаешь с Бьёрк договор, она говорит: «ОК, я шлю
факсом тебе все детали, ты шлёшь мне обратно то и это...»
Когда я с кем-то записываю музыку, я должен с ним или с ней
быть дружен. Я должен с человеком провести некоторое время вместе,
человек должен меня посетить, выпить у меня дома 50 чашек чаю,
выкурить два косяка и напиться до упаду. Мне нельзя просто взять
и послать трек. Это очень холодный способ обращения, и она так
до сих пор так и не отдаёт себе отчёт в том, что она так поступает
всю свою жизнь. Я думаю, она забыла, как люди строят отношения
между собой.
Вопрос: Но ты же в прошлом работал с
людьми, которых тоже не знал.
Ответ: Да, но это касалось только ремиксов. Я зарабатывал
деньги. Вообще говоря, это не совместная работа.
Послесловие.
Ну, что тут скажешь?
Ричард Ди. Джеймс выпустил альбом, полный, прямо скажем, невыдающихся
треков. Дело вовсе не в том, звучат ли они «по-старому» или
«по-новому». Они звучат откровенно вяло и ремесленно.
Его интервью, честно говоря, пугает. За два года он произвёл
282 трека? То есть средняя скорость его output-а: трек в два
дня? Зачем так быстро? А всего у него накопились сотни часовых
DAT-кассет? На каждой кассете минимум десять треков, то есть
много тысяч брейкбит-пьес записал маэстро в 90-х. Зачем так
много? Картина, достойная Кафки.
И каждая пьеса - гениальное творение мастера? Каждая пьеса -
уникальна? Или всё-таки это больше похоже на поточное производство?
Может, он врёт? Но его музыка и его комментарии технического
порядка, которые можно обнаружить в интернете (типа: сколько
времени занимает загрузка банка семплов из программы ReCycle
в семплер), всё-таки убеждают: он не очень сильно преувеличивает.
Может быть, врут те, кто называет его гением и безумцем электронной
музыки?
Copyrigh: Андрей Горохов, МузПросвет.Ру
© 2001