Ambient
Эмбиент как
материя возник буквально ниоткуда. У него нет особой даты возникновения,
так же как и нет точного определения ambient - музыки. Однако
многие музыковеды сходятся на мнении что неоценимую роль на становление
эмбиентной музыки как стиля, сыграли в начале 70-х годов, всем
известные Tangerine Dream и Brian Eno (его, впринципе, многие
считают "отцом" эмбиента после известной отлёжки в больнице,
когда он понял, что звуки природы можно использовать в музыке).
Также на популярность ambient сильно повлияли так называемые environmental
recordings (теперешние "звуки природы" для медитации
и релаксации) и саундтреки к фильмам. Все что мы имеем теперь
для понятия ambient - бесформенная музыка, бесформенное ее определение,
бесформенная история, прошлое и бесформенное будущее.
Эта материя присутствует почти в каждой современной
электронной записи и сильно укоренился практически во всех современных
стилях. Все, что мы называем атмосферной, психоделичной музыкой
- все так или иначе сильно привязано к эмбиенту. Элементы этой
культуры присутствуют даже в таких резких стилях, как industrial
или, допустим, hard trance.
Однако, в чистом виде ambient присутствует в
музыке очень редко, и музыканты малоизвестны - вряд ли кто-либо
знает таких, как Lull, Panasonic, ранний Delerium, Steve Roach,
Robert Rich, Pete Namlook, Vond и иже с ними. Самое большое заблуждение
в данном случае - брать за точку отсчета музыку таких проектов,
как Enigma, Pink Floyd, то есть музыку, в основе которой лежит
другая музыкальная культура.
С полной уверенностью можно сказать, классическому,
чистому эмбиенту присущи:
1. Наличие очень медленного, неявного ритма, или полное отсутствие
последнего.
2. Использование звуков природы, или "псевдоприроды",
то есть модели окружающей слушателя среды, так или иначе напоминающей
о природе.
3. Отсутствие мелодии как таковой, или ее непостоянность и постоянная
"текучесть".
4. Упор на басовые звуки и полное отсутствие резких "движений"
и звуков.
5. Длинная продолжительность композиции . от 10 минут и выше.
Встречаются перлы и на 45, и 90 минут.
6. Отсутствие вокала, хотя часто используются речевые сэмплы и
разного рода "повествования".
Следует заметить, что электронному эмбиенту вообще
чуждо вообще что-либо земное - музыка на 100% синтезированная,
причем без цели синтеза живого звучания. Эта музыка самая тяжелая
для восприятия и самая "мертвая" из всего ambient'a.
Вообще, чем "мертвее, синтетичнее и безжизненнее" музыка,
тем сильнее она связана с ambient'ом. Встречаются такие понятия,
как например, "суицидный эмбиент" (проект Vond, например)
- который ставит эксперименты над человеческой психикой, навязывает
свою идею. А вообще-то такая музыка зачастую ненавязчива - как
обычное созерцание спокойной природы. Главное - она всегда рисует
некую картину, пусть даже и абстрактную или неяркую - будь то
картина космоса, земли, другой планеты, другого времени. Очень
важен тот факт, что слушать ambient - занятие сугубо личное. Человек
должен слушать и осознавать музыку наедине со своим источником
звука. И главное - чтобы создать и воспринять атмосферу музыки,
нужно быть к этому готовым на 100%, иначе ничего, кроме раздражения,
эта музыка вызвать не сможет. Хотя это зависит от психики слушателя
и от его фантазии, потому как эмбиент по сути призван вызывать
у слушателя почти визуальные ассоциации.
И, наконец, следует сказать, что "бесформенная
музыка" - известный прием в дополнение чего-то визуального
- будь то какая-то выставка, инсталляция, перфоманс, спектакль,
кино. Причем идеологической несущей в разных случаях бывает как
музыка, так и визуальная материя, а лучше, когда они выступают
на равных правах.