История Electro
Когда-то это был целый
стиль, теперь - легенда, которая прячется за техно-минимализмом
или угаром хип-хопа. Чавкающие биты, роботизированные гармонии,
действительно нереальные звуки. Электро-миксы - идеальные саундтреки
к фильмам про космический шпионаж или оттяг мутантов в барах после
Апокалипсиса.
Электро появилось благодаря необычному музыкальному
альянсу Америки и Германии, точнее - немецкому ответу на засилье
американского рок-н-ролла. Мощная волна германского краут-рока
(Can, Faust, Neu) в 70-х годах вынесла на поверхность Kraftwerk
- самый футуристический кибер-проект на земле. Роботоподобный
саунд группы, положенный на немного "сбитые" ритмы,
как раз и привел к первому электро-альбому на земле, "Computer
World". Это было в 1981, такими экспериментами занималось
множество индустриальных проектов, а год спустя эти вибрации ощутили
сотни танцевальных музыкантов. Одним из них был американский негр
Африка Бамбата (Africa Bambaata) & Соулсоник Форс (Soulsonic
Force) - в 1982 они выпустили пластинку Planet Rock, на которой
совместил звук немецких революционеров Kraftwerk "Trans Europe
Express" и ударники из их же песни "Numbers" и
брейковые ритмы. Сама культура брейк-музыки в Америке всегда была
мощной благодаря непреходящему успеху фанка в этой стране. Времена
Parliament, Funkadelik и Джорджа Клинтона прошли, но идея черного
сопротивления осталась. Дым марихуаны 60-х не растаял. И опыт
диск-жокея из Бронкса оказался заразительным: спустя год в каждом
"черном" квартале Америки вовсю раскручивались особые
команды crew. Они состояли из игроков электро-команд и диск-жокеев,
из вокалистов-пионеров MC и граффити-художников, из танцоров брейк-данса
и просто хороших ребят. А "белые танцполы" тосковали
по успеху диско, уходящему безвозвратно, поэтому они не смогли
пропустить мимо себя новую черную волну. И электрик-буги проник
в середине 80-х во все дискотеки. Так Американская ветвь электро
распалась на рэп и хип-хоп.
В Европе пытались сделать из электро надежду
и опору вечно доминирующей в Старом Свете романтики. Но ничего
кроме слабого стиля электро-поп не добились - да и в нем реальных
высот достигли, пожалуй, только Depeche Mode. Ну и, конечно, сами
основоположники Kraftwerk выпустили несколько отличных электро-пластинок.
В Европе настоящее электро было законсервировано до сэмплерной
революции, то есть до появления хаус- и техно-музыки.
С этого момента электро перестает ассоциироваться
с рэпом и становится мощным энергетическим источником для новой
рэйв-культуры, оставаясь при этом в тени. До настоящего момента
электро так и не получило статус стиля, являясь "всего лишь"
образом музыкального мышления. Во всех сегодняшних музыкальных
изданиях электро-работы можно встретить в совершенно разных разделах:
и в техно, и в трансе, и в брейкбите, и в downtempo, и в хип-хопе.
Новый подъем этой музыки связан с новыми технологиями, "с
тем, что, видимо, современная электроника пошла не туда, значит
надо вернуться к корням и пойти по другому пути" (DJ Максим
Зорькин, большой специалист по части электро).
Что касается примеров, то в разных концах света
электро очень разное. В Америке электро связано с техно-музыкантами
первой волны и делится на детройтский электро-соул и минималистическое
электро, лэйблы - Undergraund Resistance (UR), Direct Beat, Serotonin,
проекты - UR, Drexciya, Aux 88, Synapse. В Европе разнообразия
больше. Немецкое электро сосредоточено на кельнском лэйбле Klang
Electronic и часто появляется на берлинском Studio K7! Не забывайте
"венскую школу", в которой заправляет всем компания:
Пульсингер, Тунакан и все-все-все. Это и ряд пластинок на Cheap
Records, это проект Герхорда Потузника Mause. И, конечно, лэйбл
Sabotage, одна из компиляций которого называется .M. .O. RS E.
- это явный намек на связь электро с тире-точечной азбукой.
На британских островах собрался весь цвет современного
электро. Много внимания этой музыке уделяет лэйбл Warp (Rac, Electroids,
киты экспериментального электро Autechre и даже Richard D.James
в обличии Polygon Window). А чего стоит издающийся в Англии (ранее
на Warp, а ныне на Nova Mute) голландец Speedy J. Существуют музыканты,
которые остаются верны только электро - таков проект Octagon Man
и его лэйбл Electron, чья музыка по сути является классическим
электро, но использует многое из достижений последних лет. И не
стоит забывать тяготеющий к фанку лэйбл Universal Language со
всеми подразделениями (как вам название "Язык Вселенной)".
Словом, этот универсальный язык возвращается, и как возвращается!
Очевидно, что электро отнюдь не калиф на час. Оно вернулось не
просто так, в виде ностальгии.