Gabber
На сегодняшний
день в электромузыкальном мире произошли огромные изменения, если
за точку отсчета брать конец восьмидесятых - начало девяностых,
когда клубная культура еще только ассимилировалась в Европе. Теперь
уху и ногам молодежи уже достаточно привычен джангл, хэппи-хардкор
считается попсой, а handbag house имеет огромное количество своих
поклонников. Только голландский gabberhouse почему-то остался
проигнорированным на пострэйвовых музыкальных просторах.
Gabber (или, как его пишут в слэнговом варианте,
gabba) - наиболее экстремальная версия ультрабыстрого hardcore
techno, которое еще популярно в Северной Европе и Шотландии. И
если цифровой хардкор иногда иронично называют электронным вариантом
хэви-метала, то gabber - рэйвовый эквивалент трэша: очень быстрый
(от 180 до 250BPM), монотонный, энергичный и безумный.
Английское значение слова "gab" (говорить
быстро и необдуманно) просто великолепно вписывается в концепцию
этого стиля музыки. Однако на голландском это же слово имеет другое
значение - "паршивец", "молокосос". Многие
говорят, что этот роттердамский "хулиганский хаус" на
самом деле является антагонизмом на гораздо более приличной по
сравнению с ним амстердамской рэйв-сцене. Gabber просто пропитан
адреналинизированной, амфетаминной энергетикой, присущей в основном
мужскому полу. Все вышесказанное вовсе не означает, что gabber
- плохой или неинтересный стиль. Есть действительно очень много
прикольного и оригинального gabber.
"Это не является музыкой", - говорят
люди, просто не готовые воспринимать музыкальный экстремизм, который
отражает все сумасшествие и безумие современного мира, захлебывающегося
от избытка желаний, амбиций и излишней информации. И ранний английский
арткор и thrash/speed/death-metal в свое время также награждались
нелестными отзывами и порицанием со стороны консервативно настроенных
меломанов, но это вовсе не помешало им в развитии и дальнейшем
признании.
Чистый gabber - очень ритм-ориентированная музыка.
Каждый музыкальный элемент - бухающая бас-бочка, тоненькие хэты,
однотонный бас, жестокие аналоговые синтезаторные звуки - функционируют,
исходя из ритмических алгоритмов, однако алогоритмы эти предельно
просты и доступны. Здесь нет полиритмической структуры.
Другой важный элемент, который помогает понять
суть стиля gabber - достаточно тесная связь с рэпом. Это происходит
потому, что многие голландские музыкальные "хулиганы"
испытывают слабость к стилю жизни и музыке афро-американской (читай:
негритянской) урбанистической субкультуры. Например, трек "Battlegrounds"
содержит в себе множество вокальных сэмплов из композиций PUBLIC
ENEMY...
Любовь и пристрастие к PUBLIC ENEMY объясняется
тем, что из всех рэп-команд эта - одна из наиболее быстрых, а
ее саунд благодаря продюсеру Hank Shocklee содержит большое количество
выскоих частот, чтобы имитировать атмосферу паники и страха. Gabber
удачно эксплуатирует этот эффект.
Однако, если смотреть в общем, то музыкальный
стиль, с которым gabber имеет прямо-таки неразрывные корни, -
это метал. Возьмем хотя бы такие милитаристически настроенные
команды, как ANNIHILATOR, STRONTIUM 9000, SEARCH AND DESTROY.
К счастью, те люди, которые занимаются gabber,
не подходят к этой музыке слишком серьезно, как это зачастую делают
поклонники рэпа или тяжелой гитарной музыки. Иногда в hardcore
и gabber-культуре можно даже наблюдать пародии на некоторые атрибуты
металлической культуры. Например, логотип gabber-лейбла K.N.O.R.
- это ужасающий демон, но в пеленках...
Если попытаться охватить gabber-культуру в целом,
то основой ее идеологии является здоровый анархизм или нигилизм
в достаточно цивилизованной и культурной форме. Да, на больших
gabber-вечеринках может быть даже военный дизайн, да, это музыка
жесткая и агрессивная, но ее агрессия направлена в никуда. Это
несколько новое понимание анархии.
Настоящие фанаты gabber выступают против приятных
и сладеньких мелодий, которыми изобилуют такие стили, как happy
hardcore или happy-gabber. Стили punk-core, scare-core и doomtrooper
- вот что почитают настоящие фанаты gabber. "Я не хочу, чтобы
люди были счастливы, когда я играю. Я хочу, чтобы они прочувствовали,
что такое безумие. Слишком много дебильной радости на танцполах..."
- говорит Longroover, один из наиболее известных английских ди-джеев
gabber-сцены.
Gabber все еще в андеграунде, но этот стиль способен
принять под свои знамена и электронщиков, и металлистов. Это объединяющий
стиль, хотя он и является в достаточной степени сумасшедшим. Многие
люди не понимают специфики цифрового хардкора и gabber. Например,
некоторые авторы московского журнала "Птюч" описывают
вышеназванные стили как музыку для "бритых парней в спортивных
костюмах". Очень предвзято и недостаточно профессионально,
на мой взгляд, ибо такие лейблы, как Fischkopf, Cold Rush, Napalm,
Gangster Toons Industry, Digital Hardcore, PCP, Kotzaak, Shockwave,
Overdrive, Drop Bass Network; artists like DOA, Rage Reset, Temper
Tantrum, Leathernecks, Delta 9, Disintegrator и C-Tank, издают
большое количество очень интересной музыки, которая иногда весьма
сильно превосходит многие хаус- и техно-релизы.
Рекомендуется для прослушивания:
THE ORIGINAL GABBER "Pump That Pussy"
(лейбл Mokum);
ROTTERDAM TERMINATION SOURCE "Poing" (лейбл Rotterdam);
DYE WITNESS "Only If I Had One More" (лейбл Midtown);
SPERMINATOR "No Woman Allowed" (лейбл Rotterdam);
LENNY DEE "English Muffin" (лейбл Industrial Strength);
PCP "6 Million Ways To Die" (лейбл PCP);
KNIGHTVISION "Knight of Visions" (лейбл Ruffneck);
ANNIHILATOR "IТll Show You My Gun" (лейбл Mokum);
WEDLOCK "IТm the Fuck You Man" (лейбл Ruffneck);
HUMAN RESOURCE "Fuck Them" (лейбл K.N.O.R.);
INFERNO BROTHERS "Slave To The Rave" (лейбл Dance Ecstasy
2001)